Вообще-то я не религиозный человек, но если ты есть там наверху, спаси меня, Супермен!
простите, что так долго. я уг. но больше так не будет.
Если будут явные ошибки, или даже не явные, пожалуйста, тыкните в них пальчиком!
переводы предыдущих глав (огромное спасибо Зеленый эльф за ссылки)
1-7 главы www.diary.ru/~ST-TOS/?tag=1277083
9 и 10 www.diary.ru/~ST-TOS/?tag=1277083 и www.diary.ru/~gloomhall/p65004025.htm
11www.diary.ru/~gloomhall/p74409286.htm
ДВЕНАДЦАТЬ + куча фотографий и капсов. блин, их по массе даже больше, чем текста
ДВЕНАДЦАТЬ
Помни.
Буду ли я думать о тебе?
Только когда я умру
И пойму, что я родился вновь.
Ибо смерть это начало.
И я умирал тысячу раз.
Иногда, несколько раз в день.
Я узнал, что от каждой смерти приходит новое видение жизни,
Новое ощущение чуда существования и создания.
Ибо страх хуже, чем смерть.
Страх предотвращает открытие и уничтожает творческий полёт божественной человеческой души.
И когда я позволю старому себе укрепится и твёрдо Умереть,
Я возрождусь.
Живым, открытым и свободным.
Но эта свобода,
Эта победа над Страхом Смерти пришла,
Когда я думал, что был мёртвым и обнаружил тебя.
Итак, каждый раз,
Как я воскресаю
Из праха
Моего страха
Я буду благодарно
Думать о тебе.
Буду ли я думать о тебе? Леонард Нимой.
Как бы тебе понравилась прекрасная сцена смерти?
Когда я впервые написал эти слова о смерти, в последней главе, я осознал, что они устанавливают такую линию истории, на раскрытие и завершение которой потребуется три фильма, и – к огромной иронии – они будут иметь невероятный омолаживающий эффект на мою жизнь.
В то же время, что я по опыту ожидал некоторое беспокойство, даже страх из-за идеи убийства Спока, я чувствовал огромный энтузиазм по поводу работы над Стар Треком: Гнев Хана (который в фанречи назывался TWOK)
С одной стороны там была значительно усовершенствованная история, которая по ощущениям была больше в духе Оригинального Сериала (в фанречи TOS).
С другой, когда я впервые пришёл на площадку, я заметил, что там, где ST TMP использовал холодные оттенки серого, TWOK сразу установился в более тёплых, благоприятных тонах. На ST TMP повлиял «2001: Космическая Одиссея» Стенли Кубрика: Космическая Одиссея пыталась уловить значение мистической тишины пространства, его холодных, неприветливых просторов. Но Гнев Хана, несмотря на его много обсуждаемое название, был о теплоте чувств. Изначально, сценарий Ника Майерса назывался «Неведомая страна», из цитаты Гамлета:
«Когда бы страх грядущего по смерти
Неведомой страны, из коей нет
Сюда возврата, - не тревожил воли,
Не заставлял скорей сносить зло жизни,
Чем убегать от ней к бедам безвестным.» *1
Однако силы вне его полномочий изменили название сначала на Месть Хана, а потом на Гнев, когда было решено, что Месть слишком близко по смыслу с грядущим фильмом Джорджа Лукаса, Месть Джедая, который, в конечном счёте, был изменён на Возвращение Джедая *2
Разве перемена названия влияет на успех фильма? Я сомневаюсь в этом. Кто-то мудро сказал, что отличное название, это то, что прилагается к хиту. Я отчётливо помню неприязнь к названию Звёздный Путь, когда впервые это услышал. *3
Даже новая униформа была теплее – в прямом и переносном смысле. Вместо нейтральной монохромной палитры ST TMP, костюмы TWOK были более яркими, насыщенного бордового с белым цвета и из более тяжёлых тканей, так что в жаркие дни мы все потели. И у них была одна любопытная особенность: как бы мы ни садились, жакет поднимался, и создавалось ощущение, что воротник ездит вокруг наших шей. Так что мы, актёры, все выработали привычку придерживать низ и одёргиваться, когда бы ни вставали. Эта причуда будет иметь значительный эффект в моей финальной сцене в фильме.
И хотя TWOK рассматривает старение и смерть, он делает это с изобилием, смыслом и теплом, и обещанием новой жизни. Прибор Генезис [Бытие], показанный в фильме – это прибор, способный обратить необитаемые планеты в пышные и зелёные, способный поддерживать жизнь, оказался визуальной метафорой к идее фильма и к смерти и возрождению Спока.
Харв Беннет уже решил, что спец эффекты отойдут в истории на задний план, а персонажи на этот раз выйдут вперёд. И, в отличие от ST TMP, где не упоминалось о нескольких годах, прошедших с тех пор, как команда Энтерпрайза вместе покинула космические доки на варп-скорости *4, TWOK набросилась на проблему старения в лоб. В фильме Кирк борется со своей реакцией на свой пятидесятый день рождения. Семья [команда] тоже была под вопросом, и были приглашены новые персонажи: вулканско-ромуланская протеже Спока Саавик (изображённая новичком Кирсти Эллей (Kirstie Alley), и сын Кирка Дэвид Маркус (в итоге сыгранный Мэрритом Батриком (Merritt Buttrick).
Проблема старения демонстрировалась тем, как закалённая команда берёт группу молоденьких [сырых] кадетов на то, что, как предполагалось, будет тренировочной миссией. Харв и Ник подошли с блестящей идеей, как открыть фильм: симуляция безвыигрышной битвы, которая для неинформированной публики выглядит как настоящая. Энтерпрайз появляется под атакой, в ходе которой Спок ранен во время взрыва и убедительно умирает. Однако когда кажется, что Энтерпрайз безнадёжно повреждена и всё потеряно, раскрывается, что это был всего лишь тренировочный сценарий, тест кадетских навыков.
Это была прекрасная возможность пропустить проблему «смерти Спока», которая разбудила так много дискуссий среди фанов, и позволить публике расслабится и наслаждаться фильмом, считая, что вулканец, в конце концов, был сбережён. (Кстати, после симуляции, Кирк приветствует Спока в коридоре словами «Разве ты не умер?»)
TWOK так же предоставляет большего-чем-жизнь*5 злодея: одержимого местью Хана, поклявшегося добраться до Кирка, выкинувшего его на негостеприимной планете много лет назад. Когда Харв Беннет впервые сам сел посмотреть все 79 оригинальных эпизодов TOS, один из зацепивших его был «Space seed» [Семя в Космосе], который представлял приглашённую звезду Рикардо Монталбана (Ricardo Montalban), в роли генетически созданного «супермена» Хана, нацеленного на захват власти. В последней сцене эпизода, Кирк и Спок размышляют, что будет с «семенем», который Кирк «посадил», оставляя Хана в безвыходном положении. TWOK даёт ответ на этот вопрос.
К нашей огромной удаче, Рикардо Монталбан согласился репризировать роль, и сделал это с изумительной драматичностью и силой, создав высокий стандарт, на который мы все ровнялись. От его чудесного первого появления, как Хана, к постепенному очищению его от контроля к разоблачению глубины его одержимости, к его окончательно обезумевшему бреду к капитану Ахабу* 6, он держал любую сцену. Когда фильм выпустили, реакция на Хана была чрезвычайно позитивной: зрители ясно нашли его таким злодеем Звёздного Пути, которого им больше всего нравилось ненавидеть. (Интересный факт: как Хан, Монталбан носил костюм, открывающий его грудь, которая была так внушительно развита, что многие зрители считали, что это была фальшивая грудная накладка. Я здесь, чтобы сказать вам: это в действительности не так. Это была завидная Монталбановская хрудь.)
Нам так же достаточно повезло иметь в составе Кирсти Эллиот и Меррита Батрика. Мэрррит был многообещающим молодым актёром, который воспринимал свою работу очень серьёзно, и он получил очень сложную задачу в роли сына Кирка Девида. Введение давно потерянного родственника довольно рискованный приём, который иногда меньше чем удачен. Однако я считаю, что последняя сцена Меррита с Кирком была «почти»; их взаимодействие было достаточно волнующим и отцовско-сыновие отношения, которым могли дать чуть больше внимания в поздних фильмах, возможно, были бы удачными. Но возможность так и не возникла: персонаж Дэвида смухлевал и трагически свернул в ST III и жизнь Меррита Батрика, к сожалению, повторит тот же трюк.
Кристи Эллей была приглашена на роль молодой полу-вулканки, Саавик, и её игра, точнее, более правильно сказать, её присутствие было просто изумительным. Как она любила говорить, она была «свежей, как тачка лука» *7 и фактически не играла; на самом деле, она никогда ещё не играла перед камерой. Однако она произносила свои реплики как закалённый профессионал. Я так и не добрался до Кристи, что бы узнать её получше, что определённо было моей потерей. И, к сожалению, из-за прерывания общения ( к которому я позже вернусь) она гостила у нас в первый и последний раз.
Мне было очень приятно работать с такими чудесно талантливыми приглашёнными актёрами, и я был рад снова поработать с регулярными актёрами Стар Трека. Несомненно, на этой площадке Стар Трека я чувствовал себя больше как дома чем на STTMP, и мне было приятно, что, когда после недельных выходных я пришёл в понедельник на площадку, моя первая сцена была одна из тех, что с Биллом Шатнером.
И вот они мы, два сплетничающих приятеля по Звёздному флоту. *8 Несмотря на нервный испуг и опасения первого дня я, наверное, пришёл в себя*9 ; мы тут же вернулись к нашей удобной химии. Когда я смотрю фильм сейчас, я согрет лёгким духом товарищества, между Биллом, Ди Келли и мной, исходящим от экрана. Билл, как Кирк, созрел – опасно, на самом деле – и грустил о старении, которое он сыграл очень хорошо.
И, как я сказал раньше - специально в день, когда было снято покрывало со звезды Ди Келли на Аллее Славы в Голливуде – Ди это камень ,на котором многое в Стар Треке держится. В ранних сценах с Биллом в TWOK, Ди так непринуждённо и удобно сияет в честной, обычной подаче, что напоминает мне одного из «Почти Великих» *10 таких как Генри Фонда и Гэри Купер. Момент в апартаментах капитана Кирка, где он говорит угрюмому Кирку «Верни назад своё командование, пока ты действительно не постарел» одновременно кристально ясный и точный.
И добавим значение, которое Джимми Дуэн, Нишель Николз и Джордж Таккей всегда приносили в Звёздный Путь. Уолтер Коэнинг как Чехов так же проделал чудесную работу, где он, вместе с Полом Винфилдом (Paul Winfield) под пытками принуждается Ханом предать Кирка.
Говоря об этих сценах, мне нравится думать, что я спас Уолтера от небольшого конфуза. Видите ли, в фильме Хан пытает Чехова этими по-настоящему мерзко выглядящими "Ceti eel", заползающими в его уши. И бог знает что делающими с бедными мозгами Чехова. Итак, когда Чехов спасён и угорь извлечён, он сообщает о служебных обязанностях на мостике Энтерпрайз, говоря « вы можете использовать другой шанс, Адмирал?»
На репетиции его появления, костюмерная решила, что его уши должны быть перевязаны. Так что когда Уолтер зашёл на площадку мостика у него на ухе был конусообразный белый объект, с острым концом, направленным наружу. Эластичная лента через лоб держала всю эту хитроумную конструкцию на месте.
Это смотрелось достаточно глупо, и когда я рассмотрел это поближе, я понял, что это именно то, чем кажется – чашечка бюстгалтера! Я сдерживал себя на протяжении пары репетиций, ожидая, что Ник Мейер или кто-то другой скажет что-то, но никто, казалось, этого не замечал. В конце концов, подошло время снимать сцену, и мне пришлось заговорить.
Прежде чем камеры заработали, я сказал: «Ник, могу я задать вопрос?»
Вся площадка замерла, в то время как Ник выжидательно повернулся ко мне.
«Почему,» - спросил я, «Уолтер носит бюстгальтер на своём ухе»
Все тупо пристально посмотрели на Уолтера и чашечку, буд-то впервые увидев нелепую штуковину, и волна хохота охватила площадку. Ник согласился, что медицине 23 века следовало бы быть достаточно продвинутой, что бы дать докторам возможность распылять трансплантанты на кожу из герметичного контейнера. В ушных лифчиках определённо не было необходимости.
И Уолтера и его ухо с облегчением освободили.
Съёмка TWOK двигалась по расписанию и дни и недели проходили без экстраординарных инцидентов. В некотором смысле это было почти рутиной и мало чем отличалось от атмосферы, царившей при производстве оригинальных серий. Работа приносила удовлетворение, а сюжетная линия была сильной. По мере продвижения сюжета, классическая тема приобретала всё более чёткие очертания. Как ненависть и месть прокладывают путь в постоянно расширяющемся круге. Были отсняты многие острые сцены, демонстрируя эффект гнева, упомянутого в титрах, так как вещи (имущество) были уничтожены и погибли люди. В одной душераздирающей сцене, молодой племянник Скотти, кадет, который приносил ему так много радости и гордости, лежал мёртвым на руках Скотти. Изгибы игры Джимми Дуэна были просто идеальными.
В своём неустанном натиске против Кирка, Хан спускает курок прибора Бытия. По иронии судьбы, его могущественная созидательная сила, спущенная против уже живых существ, уничтожит всё на своём пути и израненная в боях Энтерпрайз слишком покалечена, чтобы убраться с пути.
Вскоре пришло время для жертвы Спока. До этого момента его функция в фильме имела поверхностный характер, ограниченная небольшим случайным советом. Теперь пришло время вулканцу внести свой вклад, когда Кирк связывается с машинным отделением, чтобы сказать «Скотти, нам нужна варп скорость через три минуты или мы все умрём.»
В ответ плохие новости – и Спок шагает в брешь. Он понимает, что единственный путь спасти корабль, это держать в руках радиоактивное вещество, настолько летальное, что ни один человек не смог бы выдержать его воздействие достаточно долго, чтобы удачно завершить задачу.
Но, возможно, вулканец сможет выжить достаточно долго, чтобы завершить дело. *11
Следующие несколько минут Гнева Хана принесут с собой один из самых мучительных *12 моментов Стар Трека.
Несколькими месяцами ранее, в предыдущем наброске сценария, смерть Спока происходила намного раньше, до отметки в полпути – как в Психо, описанном выше (Как Дженет Лэй, вулканец должен был быть отправленным на тот свет стремительно, внезапно, практически в самом начале фильма). Та же радиационная комната, та же жертва, спасающая Энтерпрайз от неминуемой гибели, но без какой-либо реальной связи с остальным сюжетом Хана. Но Харв и Ник решили, и я считаю они поступили мудро, что фильм возможно не сможет оправится от трагедии, так что они передвинули сцену ближе к концу истории. Появляясь там, где она есть в фильме сейчас, смерть Спока кажется соответствующей и подходящей.
Съёмка сцены снова была чем-то другим. Чем ближе я подходил ко дню запланированной смерти Спока, тем больше чувство зловещего предзнаменования вселялось в меня. Эффект поймал меня полностью врасплох; я полагаю, что могу утверждать, что я принимал каждый день работы по мере их наступления, но когда этот день в итоге пришёл, он потряс меня.
Когда я зашёл на площадку в это роковое утро и увидел радиационную камеру, которая будет инструментом смерти Спока, я почувствовал себя как осуждённый человек, осматривающий газовую камеру в первый раз. Я был не единственным находящимся под влиянием осознания того, что собиралось случиться с этим любимым персонажем; настроение на площадке, бесспорно, было мрачным и приглушённым, как буд-то из-за страха [приближающийся] смерти.
Но я знал: лучший способ пройти через это – сконцентрироваться на работе. Она началась со спуска Спока вниз в главную рубку управления в инженерной секции Энтерпрайз. Беглый осмотр даёт вулканцу необходимую информацию: Скотти без сознания и только крайние меры спасут корабль. Недолго думая, Спок делает своё решение и направляется прямо к радиационной камере. Но на пути туда он остановлен доктором МакКоем, который настаивает на том, что вулканец не может зайти в камеру, потому что это означало бы верную смерть. Спокойно, логично, даже с очевидной любовью, Спок отвлекает доктора и отправляет его в бессознательное состояние с помощью вулканского зажима нерва.
В большей части это было в сценарии и Ди и я репетировали сцену, пока не были готовы к съёмке. Признаюсь, я не хотел завершать эту сцену – потому что я знал, которая последует далее.
Но прежде чем камеры заработали, Харв Беннет ступил на площадку. Ему было свойственно делать это, так как он обычно наблюдал за дневной работой, но сегодня у него была очень особенная миссия.
Он отозвал меня в сторонку и сказал «Леонард, мне интересно, могли бы мы добавить что-то этой сцене? Нить, за которую мы могли бы зацепиться, как за суть истории в другом фильме?..»
Теперь, я должен здесь прокомментировать, что Харв много работал с эпизодическими телевизионными шоу, и так работал его разум: он концентрировался не только на снимаемой истории, но и на том, какие драматические возможности могут быть созданы или разрушены этой историей. И в тот момент он был единственным, кто смотрел на будущее Звёздного пути – я боролся, чтобы пробиться через настоящее, а Ник смотрел на сегодняшнюю работу взглядом, вызывающим чувство завершённости.
На данный момент мой разум совсем онемел. Мой мозг отдалённо отмечал факт, что Харв возможно выкидывает спасательный трос для Спока, но я был не в состоянии понять все значения. Я был сосредоточен на предстоящей работе, и связанной с ней тревоге.
«Я не уверен,» Сказал я. «Что именно ты ищешь?»
Харв поразмыслил с секунду «Ну… ты можешь сделать единение разумов с МакКоем?»
«Да. Да, конечно.»
«И что бы ты мог ему сказать?» подсказал Харв.
Я шарил по своему ошеломлённому разуму в поисках чего-то достаточно расплывчатого, чтобы покрыло большое множество возможностей, однако достаточно специфичного, чтобы открыть драматическую дверь. «Как на счёт «Помни»?»
«Идеально! Давай сделаем это!»
И с молчаливого согласия Ника так и было сделано. (Мне следует тут также отметить, что согласие Ника была слегка неохотным, потому что он твёрдо считал, что смерть Спока будет его концом. Ранее, когда Парамаунт столкнулись с проблемой, что зрители, возможно, не примут смерть персонажа, Ник утверждал, что они могут её принять, если она будет сделана хорошо. Хорошее высоко-художественной основание, что бы держаться за него, но ранние зрительские тесты выступили против него.)
В любом случае Ди и я сняли «Помни»-сцену с новым дополнением: Спок отвлекает внимание МакКоя, потом мягко отправляет его в бессознательное состояние. После того, как Спок опускает доктора на пол, он снимает свою перчатку и прижимает свои пальцы к бессознательному лицу МакКоя, мягко говоря «Помни…»
Как я уже говорил, я не думал о последствиях этой сцены, я всего лишь делал лучшее, что от меня требовалось, и затем направлялся, с нарастающим чувством тревоги, к последним мгновениям Спока.
Вот как всё прошло: без Скотти и МакКоя на пути, Спок входит в камеру, снимает большую круглую головку с приспособления в виде пьедестала и, подвергая себя летальной дозе радиации, делает необходимый ремонт.
Для меня вход в камеру принёс новое угнетающее чувство, но это быстро прошло. На самом деле эти моменты высокого интенсивного действия прошли легко, потому что я мог сконцентрироваться на физических задачах своих рук: снять головку. Протянуть руку в блестящий свет и дым, созданные сухим льдом, сделать ремонт. Вернуть головку.
Это всё была физическая активность, и она была моей главной трудностью. Но сюрприз! После небольшого времени проведённого в камере, я обнаружил, что не могу сделать глубокий вдох; оказалось, что камера со стеклянными стенами и одной вращающейся дверью была фактически герметичной, и горячие осветители камер быстро разогрели тот немногий кислород, что там был.
Так что команда подсунула шланги под одну из стеклянных стен площадки, и накачала внутрь сжатого воздуха. Но помпа делала столько шума, что её приходилось отключать, когда бы мы с Биллом не произносили наши реплики.
И, я должен добавить, финальная сцена включала в себя очень хорошо написанный диалог, очень трогательный диалог. Говоря искренне, пробираться сквозь него было куда более сложно, чем пытаться играть без кислорода.
Репетиция последней встречи Спока со своим капитаном начиналась с появления Кирка: Энтерпрайз теперь в безопасности. Вызванный срочным звонком от МакКоя, Кирк срывается с мостика. Билл Шатнер отлично соскользнул с лестницы в инженерный отсек, но был остановлен МакКоем и Скотти, когда он пытался войти в радиационную камеру.
«Он умрёт!» протестует Кирк, и Скотти произносит свою хриплую, мучительную и отчаянную реплику:
«Он уже мёртв…»
Мы поставили остальную часть сцены. Осознав то, что любая попытка спасти своего друга тщетна, оглушённый горем Кирк движется к стеклянной стене и зовёт своего друга-вулканца, который колапсировал. Звук его голоса поднимает Спока, который с усилием встаёт на ноги и встречает своего друга у стекла. В пути он пошатывается и столкновение со стеклом заставляет нас понять, что радиация ослепила его. Во время их последнего диалога Спок слабо оседает на пол, в то время как его жизнь угасает. Кирк тоже приседает, чтобы оставаться рядом со своим другом вплоть до самого последнего момента.
И после этого съемка заканчивается.
«Отлично!» сказал Ник. «Так и сработаем. Давайте дадим команде установить свет, пока Леонард получает свой грим с радиационными ожогами»
В гримёрке была тишина, пока медленно, методично ожоговый грим накладывался на моё лицо или, точнее на лицо Спока. Что вулканец думал о том, что собиралось случиться? Я уверен, он чувствовал, что жертва была единственным логичным путём, открытым для него – Леонард Нимой считал совсем по-другому. Я наблюдал за трансформацией в зеркале с чувством нависшего рока. Даже сожалея о том, что собиралось случиться. Я провёл так много лет внутри шкуры этого персонажа, и испытывал к нему огромное чувство уважение, уважения и да, даже любви.
И сейчас я осуждал его на смерть.
Было ли здесь что-то действующее позитивно? Конечно. С одной стороны, сценарий и сцена были построены сильно. Была неизбежная правда по поводу истории; не было лёгкого пути выйти. Все персонажи были точно выстроены, чтобы сыграть свою роль в трагической конструкции. Попросту говоря, это была хорошая чёртова драма, и я знал это.
И всё же, к тому времени, когда я вернулся на площадку, я был эмоционально разрушен, чувствовал глубокую боль; и уважение, которое каждый оказывал мне, только добавляли мне внутреннего смятения. Затихшая съёмочная группа расходилась как волны, в то время как я проходил мимо, и Билл, Ди и Джимми были мрачными. Впервые Билл не был в шутливом настроении.
И затем Ник сделал своё грандиозный выход. Ник Мэйерс большой любитель Шерлока Холмса, а так же любитель оперы, сразу после съёмок, сворачиваемых сегодняшним вечером, он из студии непосредственно направлялся на представление « Кармен». Таким образом, он был одет в свой вечерний наряд – прямо как сам Холмс, полностью с его шляпой и плащом!
Он был весёлым, предвкушая свой вечерний выход, и был полностью отделён от важности момента, который собирался случиться. Если подчеркнуть этот момент, то Ник попросил себе 8-ми футовую стремянку и забрался на самый верх, откуда он намеревался режиссировать сцену – как судья на теннисном матче.
Чтобы быть честным, скажу, что отношение Ника смутило меня. Однако я провёл себя сквозь последнюю репетицию и принудил себя сконцентрироваться на моих репликах, на последнем поступке Спока, прощании со своим капитаном и другом. Вот о чём эта сцена была для меня – не о столкновении со смертью, или боли, или личной жертве – но о желании Спока не оставлять ничего недосказанного, пока ещё поддерживается его вулканское достоинство.
(Кстати, когда годам позже я увидел фильм «Танцы с волками» *13, я почувствовал такие же эмоции, когда рассмотрел финальную сцену, где молодой сильный индейский воитель прощается с персонажем Кевина Костнера. В то время как Костнер уезжает, индеец, балансируя на лошади, гарцующей на выдающейся скале, выкрикивает: «Танцы с Волками! Ты слышишь меня? Я Ветер в Волосах! Я твой друг! И я всегда буду твоим другом…»)
И вот пришло время снимать. Однако первоначально Ник решил, что на руке Спока должна быть зелёная вулканская кровь. (Мне стоит упомянуть, что Ник очень хорош в «крови» - его фильмы всегда характерны большим её количеством, и как свидетельство тому – фиолетовые лужи Клингонской крови в Звёздном Пути 6). Это имело медицинский смысл, так как высокая доза радиации разрушила клеточную структуру, что спровоцировало спонтанное кровотечение. И, несомненно, это было бы драматично, так как Спок собирался прижать руку к стеклу и оставить на ней кровавое пятно.
Так что как только последняя репетиция была завершена, я вышел из радиационной камеры, чтобы мне на руку наложили кровь. В процессе ко мне подошёл Билл поболтать, и я отвлёкся. К тому времени, как я в итоге посмотрел на свою руку, она полностью была покрыта зелёной «кровью». Это было простое недоразумение, которое легко исправить – но, признаюсь, драматизма было уже слишком много. Во мне что-то щёлкнуло и я вышел из себя.
Кровь казалась абсолютно ненужным разрушением – радиационных ожогов на лице Спока было достаточно, чтобы показать степень его физического страдания, а игра завершит дело.
«Ник!» крикнул [завопил] я, помахивая ему моей зелёной ладонью [пальмой]. «Этого ты хотел? Вся моя рука, кровоточащая зелёной кровью? Это уже слишком!!»
Ник слез со стремянки и проследил чтобы грим смягчили. В итоге мы подошли к тому моменту, которого я так страшился.
Я шагнул в камеру, занял свою позицию сидя в дальнем конце и… камеры начали снимать.
«Мотор!» выкрикнул Ник и Кирк медленно подошёл к стеклу и позвал «Спок!»
Медленно я подтянул себя и встал на ноги ровно; но перед тем, как я отправился к Биллу и стеклу, я слегка одёрнул мой жакет, который, как обычно пополз по мне. Я вполне осознавал, что делаю, и надеялся, что это скажется на персонаже, потому что, не смотря на физическую агонию, Спок хотел бы предстать в надлежащем и достойным виде перед своим капитаном в последний раз.
(Через много недель, когда я, наконец, увидел фильм в публичном кинотеатре, зрители отреагировали на этот жест нервным смешком, буд-то говоря «Смотрите – видите? В конце концов, он в порядке! Он справится с этим…» Не в этот раз)
Несмотря на все мои предшествующие эмоциональные муки, сцена шла легко и хорошо – и Билл Шатнер дал по-настоящему чудесный перфоманс. Моей единственной проблемой стала нехватка кислорода в камере. Самые тяжёлые моменты наступили после того как последние реплики были произнесены и Спок очевидно сделал свой последний вздох. Камера медленно потянулась от изображения вулканца – правда медленно – пока я сдерживал дыхание. Казалось вечность прошла до того момента, как Ник выкрикнул «Выключай!» и я с трудом вдохнул воздух. На самом деле мы должны были отыграть сцену несколько раз, для разных ракурсов и с каждым разом становилось всё сложнее и сложнее сдерживать дыхание необходимое количество времени.
Потом – раньше, чем я это осознал – всё закончилось. Я снял уши, грим, униформу, пока Спок постепенно не исчез, оставив позади только Леонарда Нимоя.
В каком-то смысле это была очередная ежедневная работа на голливудской студии звукозаписи, всего лишь ещё одна из тысяч сцен смерти, записанных на фильм. В конце концов, я был опытным актёром, я «умирал» в кино раньше, обычно как «плохой парень», получающий свой десерт.
Но никогда раньше, ни один персонаж не имел такого глубокого влияния на мою душу, мою карьеру, мою жизнь… и я только что участвовал в заговоре, чтобы принести конец нашим долгим, странным и очаровательным отношениям. Больше никогда вздёрнутой брови; больше никогда никаких восхитительных дразнилок вспыльчивого доктора, или предлагать логику моим порывистым друзьям и капитану; больше никогда единения разумов или защемления шейного нерва, или вулканского салюта и благословления «Живи долго и процветай». Груз этого, наконец, поразил меня в полной мере, когда я ехал домой. Я спросил себя «Что я наделал?»
НИМОЙ: Спок…?
(молчание)
НИМОЙ: Spock… I’m sorry…
(молчание)
______________________________
*1 "But that dread of something after death, the undiscovered country from whose bourn no traveler returns, puzzles the will, and makes us rather bear those ills we have than fly to others that we know not of..." – перевод lib.ru/SHAKESPEARE/tobeornottobe.txt . лично я предпочитаю перевод «Неоткрытая страна», вместо «Неведомая страна»
*2 The Vengeance of Khan, Revenge of the Jedi
*3 услышал название, или услышал мудрые слова? Не понятно, но я склоняюсь к названию.
*4 Enterprise crew warped out of spacedock – команда Энтерпрайза свыворпилась из космических доков?
*5 larger-than-life
*6 to his final demented Captain Ahab ramblings
*7 "fresh off the turnip truck"
*8 There we were, two old Starfleet buddies chewing the fat
*9 I might have had fade
*10 "Quiet Great Ones"
*11 to finish the deed – deed можно перевести как дело, поступок, подвиг.
*12 “poignant” google переводит как острый, горький, мучительный, живой, пикантный, проницательный
*13 Dances with Wolves
______________________________
Кристи по вулканской доброй традиции задремала в гримёрном кресле

Ник и Лен


У Ника очаровательная привычка усаживаться на всё подряд и сидеть вот так.
вот Шатнер и возмущается

но не долго, и скоро он пытается вновь Ника развеселить

Уолтер в его руках такой крошка)

сам Ник и его сигара во всей их красе

а вот Ник празднует свой День рождение в компании Монталбана

ну и сам Рикардо со своей роковой причёской

Хан с женщинами

И снова.

демонстрация своих "enviable pecs"

И снова Мейер


а пока все работают - наши развлекаются на диско бале в честь дня рождения Келли. именнинику разрешается всё.

вообще, не только Ди склонен к убиению Билла

Ну и милая кучковая фотография. Леонард присутствует в виде фото. забавно, вулканский треккерский салют уже распространен.

ну и куча капсов(я не удержалась, простите)):




















Если будут явные ошибки, или даже не явные, пожалуйста, тыкните в них пальчиком!
переводы предыдущих глав (огромное спасибо Зеленый эльф за ссылки)
1-7 главы www.diary.ru/~ST-TOS/?tag=1277083
9 и 10 www.diary.ru/~ST-TOS/?tag=1277083 и www.diary.ru/~gloomhall/p65004025.htm
11www.diary.ru/~gloomhall/p74409286.htm
ДВЕНАДЦАТЬ + куча фотографий и капсов. блин, их по массе даже больше, чем текста
ДВЕНАДЦАТЬ
Помни.
Буду ли я думать о тебе?
Только когда я умру
И пойму, что я родился вновь.
Ибо смерть это начало.
И я умирал тысячу раз.
Иногда, несколько раз в день.
Я узнал, что от каждой смерти приходит новое видение жизни,
Новое ощущение чуда существования и создания.
Ибо страх хуже, чем смерть.
Страх предотвращает открытие и уничтожает творческий полёт божественной человеческой души.
И когда я позволю старому себе укрепится и твёрдо Умереть,
Я возрождусь.
Живым, открытым и свободным.
Но эта свобода,
Эта победа над Страхом Смерти пришла,
Когда я думал, что был мёртвым и обнаружил тебя.
Итак, каждый раз,
Как я воскресаю
Из праха
Моего страха
Я буду благодарно
Думать о тебе.
Буду ли я думать о тебе? Леонард Нимой.
Как бы тебе понравилась прекрасная сцена смерти?
Когда я впервые написал эти слова о смерти, в последней главе, я осознал, что они устанавливают такую линию истории, на раскрытие и завершение которой потребуется три фильма, и – к огромной иронии – они будут иметь невероятный омолаживающий эффект на мою жизнь.
В то же время, что я по опыту ожидал некоторое беспокойство, даже страх из-за идеи убийства Спока, я чувствовал огромный энтузиазм по поводу работы над Стар Треком: Гнев Хана (который в фанречи назывался TWOK)
С одной стороны там была значительно усовершенствованная история, которая по ощущениям была больше в духе Оригинального Сериала (в фанречи TOS).
С другой, когда я впервые пришёл на площадку, я заметил, что там, где ST TMP использовал холодные оттенки серого, TWOK сразу установился в более тёплых, благоприятных тонах. На ST TMP повлиял «2001: Космическая Одиссея» Стенли Кубрика: Космическая Одиссея пыталась уловить значение мистической тишины пространства, его холодных, неприветливых просторов. Но Гнев Хана, несмотря на его много обсуждаемое название, был о теплоте чувств. Изначально, сценарий Ника Майерса назывался «Неведомая страна», из цитаты Гамлета:
«Когда бы страх грядущего по смерти
Неведомой страны, из коей нет
Сюда возврата, - не тревожил воли,
Не заставлял скорей сносить зло жизни,
Чем убегать от ней к бедам безвестным.» *1
Однако силы вне его полномочий изменили название сначала на Месть Хана, а потом на Гнев, когда было решено, что Месть слишком близко по смыслу с грядущим фильмом Джорджа Лукаса, Месть Джедая, который, в конечном счёте, был изменён на Возвращение Джедая *2
Разве перемена названия влияет на успех фильма? Я сомневаюсь в этом. Кто-то мудро сказал, что отличное название, это то, что прилагается к хиту. Я отчётливо помню неприязнь к названию Звёздный Путь, когда впервые это услышал. *3
Даже новая униформа была теплее – в прямом и переносном смысле. Вместо нейтральной монохромной палитры ST TMP, костюмы TWOK были более яркими, насыщенного бордового с белым цвета и из более тяжёлых тканей, так что в жаркие дни мы все потели. И у них была одна любопытная особенность: как бы мы ни садились, жакет поднимался, и создавалось ощущение, что воротник ездит вокруг наших шей. Так что мы, актёры, все выработали привычку придерживать низ и одёргиваться, когда бы ни вставали. Эта причуда будет иметь значительный эффект в моей финальной сцене в фильме.
И хотя TWOK рассматривает старение и смерть, он делает это с изобилием, смыслом и теплом, и обещанием новой жизни. Прибор Генезис [Бытие], показанный в фильме – это прибор, способный обратить необитаемые планеты в пышные и зелёные, способный поддерживать жизнь, оказался визуальной метафорой к идее фильма и к смерти и возрождению Спока.
Харв Беннет уже решил, что спец эффекты отойдут в истории на задний план, а персонажи на этот раз выйдут вперёд. И, в отличие от ST TMP, где не упоминалось о нескольких годах, прошедших с тех пор, как команда Энтерпрайза вместе покинула космические доки на варп-скорости *4, TWOK набросилась на проблему старения в лоб. В фильме Кирк борется со своей реакцией на свой пятидесятый день рождения. Семья [команда] тоже была под вопросом, и были приглашены новые персонажи: вулканско-ромуланская протеже Спока Саавик (изображённая новичком Кирсти Эллей (Kirstie Alley), и сын Кирка Дэвид Маркус (в итоге сыгранный Мэрритом Батриком (Merritt Buttrick).
Проблема старения демонстрировалась тем, как закалённая команда берёт группу молоденьких [сырых] кадетов на то, что, как предполагалось, будет тренировочной миссией. Харв и Ник подошли с блестящей идеей, как открыть фильм: симуляция безвыигрышной битвы, которая для неинформированной публики выглядит как настоящая. Энтерпрайз появляется под атакой, в ходе которой Спок ранен во время взрыва и убедительно умирает. Однако когда кажется, что Энтерпрайз безнадёжно повреждена и всё потеряно, раскрывается, что это был всего лишь тренировочный сценарий, тест кадетских навыков.
Это была прекрасная возможность пропустить проблему «смерти Спока», которая разбудила так много дискуссий среди фанов, и позволить публике расслабится и наслаждаться фильмом, считая, что вулканец, в конце концов, был сбережён. (Кстати, после симуляции, Кирк приветствует Спока в коридоре словами «Разве ты не умер?»)
TWOK так же предоставляет большего-чем-жизнь*5 злодея: одержимого местью Хана, поклявшегося добраться до Кирка, выкинувшего его на негостеприимной планете много лет назад. Когда Харв Беннет впервые сам сел посмотреть все 79 оригинальных эпизодов TOS, один из зацепивших его был «Space seed» [Семя в Космосе], который представлял приглашённую звезду Рикардо Монталбана (Ricardo Montalban), в роли генетически созданного «супермена» Хана, нацеленного на захват власти. В последней сцене эпизода, Кирк и Спок размышляют, что будет с «семенем», который Кирк «посадил», оставляя Хана в безвыходном положении. TWOK даёт ответ на этот вопрос.
К нашей огромной удаче, Рикардо Монталбан согласился репризировать роль, и сделал это с изумительной драматичностью и силой, создав высокий стандарт, на который мы все ровнялись. От его чудесного первого появления, как Хана, к постепенному очищению его от контроля к разоблачению глубины его одержимости, к его окончательно обезумевшему бреду к капитану Ахабу* 6, он держал любую сцену. Когда фильм выпустили, реакция на Хана была чрезвычайно позитивной: зрители ясно нашли его таким злодеем Звёздного Пути, которого им больше всего нравилось ненавидеть. (Интересный факт: как Хан, Монталбан носил костюм, открывающий его грудь, которая была так внушительно развита, что многие зрители считали, что это была фальшивая грудная накладка. Я здесь, чтобы сказать вам: это в действительности не так. Это была завидная Монталбановская хрудь.)
Нам так же достаточно повезло иметь в составе Кирсти Эллиот и Меррита Батрика. Мэрррит был многообещающим молодым актёром, который воспринимал свою работу очень серьёзно, и он получил очень сложную задачу в роли сына Кирка Девида. Введение давно потерянного родственника довольно рискованный приём, который иногда меньше чем удачен. Однако я считаю, что последняя сцена Меррита с Кирком была «почти»; их взаимодействие было достаточно волнующим и отцовско-сыновие отношения, которым могли дать чуть больше внимания в поздних фильмах, возможно, были бы удачными. Но возможность так и не возникла: персонаж Дэвида смухлевал и трагически свернул в ST III и жизнь Меррита Батрика, к сожалению, повторит тот же трюк.
Кристи Эллей была приглашена на роль молодой полу-вулканки, Саавик, и её игра, точнее, более правильно сказать, её присутствие было просто изумительным. Как она любила говорить, она была «свежей, как тачка лука» *7 и фактически не играла; на самом деле, она никогда ещё не играла перед камерой. Однако она произносила свои реплики как закалённый профессионал. Я так и не добрался до Кристи, что бы узнать её получше, что определённо было моей потерей. И, к сожалению, из-за прерывания общения ( к которому я позже вернусь) она гостила у нас в первый и последний раз.
Мне было очень приятно работать с такими чудесно талантливыми приглашёнными актёрами, и я был рад снова поработать с регулярными актёрами Стар Трека. Несомненно, на этой площадке Стар Трека я чувствовал себя больше как дома чем на STTMP, и мне было приятно, что, когда после недельных выходных я пришёл в понедельник на площадку, моя первая сцена была одна из тех, что с Биллом Шатнером.
И вот они мы, два сплетничающих приятеля по Звёздному флоту. *8 Несмотря на нервный испуг и опасения первого дня я, наверное, пришёл в себя*9 ; мы тут же вернулись к нашей удобной химии. Когда я смотрю фильм сейчас, я согрет лёгким духом товарищества, между Биллом, Ди Келли и мной, исходящим от экрана. Билл, как Кирк, созрел – опасно, на самом деле – и грустил о старении, которое он сыграл очень хорошо.
И, как я сказал раньше - специально в день, когда было снято покрывало со звезды Ди Келли на Аллее Славы в Голливуде – Ди это камень ,на котором многое в Стар Треке держится. В ранних сценах с Биллом в TWOK, Ди так непринуждённо и удобно сияет в честной, обычной подаче, что напоминает мне одного из «Почти Великих» *10 таких как Генри Фонда и Гэри Купер. Момент в апартаментах капитана Кирка, где он говорит угрюмому Кирку «Верни назад своё командование, пока ты действительно не постарел» одновременно кристально ясный и точный.
И добавим значение, которое Джимми Дуэн, Нишель Николз и Джордж Таккей всегда приносили в Звёздный Путь. Уолтер Коэнинг как Чехов так же проделал чудесную работу, где он, вместе с Полом Винфилдом (Paul Winfield) под пытками принуждается Ханом предать Кирка.
Говоря об этих сценах, мне нравится думать, что я спас Уолтера от небольшого конфуза. Видите ли, в фильме Хан пытает Чехова этими по-настоящему мерзко выглядящими "Ceti eel", заползающими в его уши. И бог знает что делающими с бедными мозгами Чехова. Итак, когда Чехов спасён и угорь извлечён, он сообщает о служебных обязанностях на мостике Энтерпрайз, говоря « вы можете использовать другой шанс, Адмирал?»
На репетиции его появления, костюмерная решила, что его уши должны быть перевязаны. Так что когда Уолтер зашёл на площадку мостика у него на ухе был конусообразный белый объект, с острым концом, направленным наружу. Эластичная лента через лоб держала всю эту хитроумную конструкцию на месте.
Это смотрелось достаточно глупо, и когда я рассмотрел это поближе, я понял, что это именно то, чем кажется – чашечка бюстгалтера! Я сдерживал себя на протяжении пары репетиций, ожидая, что Ник Мейер или кто-то другой скажет что-то, но никто, казалось, этого не замечал. В конце концов, подошло время снимать сцену, и мне пришлось заговорить.
Прежде чем камеры заработали, я сказал: «Ник, могу я задать вопрос?»
Вся площадка замерла, в то время как Ник выжидательно повернулся ко мне.
«Почему,» - спросил я, «Уолтер носит бюстгальтер на своём ухе»
Все тупо пристально посмотрели на Уолтера и чашечку, буд-то впервые увидев нелепую штуковину, и волна хохота охватила площадку. Ник согласился, что медицине 23 века следовало бы быть достаточно продвинутой, что бы дать докторам возможность распылять трансплантанты на кожу из герметичного контейнера. В ушных лифчиках определённо не было необходимости.
И Уолтера и его ухо с облегчением освободили.
Съёмка TWOK двигалась по расписанию и дни и недели проходили без экстраординарных инцидентов. В некотором смысле это было почти рутиной и мало чем отличалось от атмосферы, царившей при производстве оригинальных серий. Работа приносила удовлетворение, а сюжетная линия была сильной. По мере продвижения сюжета, классическая тема приобретала всё более чёткие очертания. Как ненависть и месть прокладывают путь в постоянно расширяющемся круге. Были отсняты многие острые сцены, демонстрируя эффект гнева, упомянутого в титрах, так как вещи (имущество) были уничтожены и погибли люди. В одной душераздирающей сцене, молодой племянник Скотти, кадет, который приносил ему так много радости и гордости, лежал мёртвым на руках Скотти. Изгибы игры Джимми Дуэна были просто идеальными.
В своём неустанном натиске против Кирка, Хан спускает курок прибора Бытия. По иронии судьбы, его могущественная созидательная сила, спущенная против уже живых существ, уничтожит всё на своём пути и израненная в боях Энтерпрайз слишком покалечена, чтобы убраться с пути.
Вскоре пришло время для жертвы Спока. До этого момента его функция в фильме имела поверхностный характер, ограниченная небольшим случайным советом. Теперь пришло время вулканцу внести свой вклад, когда Кирк связывается с машинным отделением, чтобы сказать «Скотти, нам нужна варп скорость через три минуты или мы все умрём.»
В ответ плохие новости – и Спок шагает в брешь. Он понимает, что единственный путь спасти корабль, это держать в руках радиоактивное вещество, настолько летальное, что ни один человек не смог бы выдержать его воздействие достаточно долго, чтобы удачно завершить задачу.
Но, возможно, вулканец сможет выжить достаточно долго, чтобы завершить дело. *11
Следующие несколько минут Гнева Хана принесут с собой один из самых мучительных *12 моментов Стар Трека.
Несколькими месяцами ранее, в предыдущем наброске сценария, смерть Спока происходила намного раньше, до отметки в полпути – как в Психо, описанном выше (Как Дженет Лэй, вулканец должен был быть отправленным на тот свет стремительно, внезапно, практически в самом начале фильма). Та же радиационная комната, та же жертва, спасающая Энтерпрайз от неминуемой гибели, но без какой-либо реальной связи с остальным сюжетом Хана. Но Харв и Ник решили, и я считаю они поступили мудро, что фильм возможно не сможет оправится от трагедии, так что они передвинули сцену ближе к концу истории. Появляясь там, где она есть в фильме сейчас, смерть Спока кажется соответствующей и подходящей.
Съёмка сцены снова была чем-то другим. Чем ближе я подходил ко дню запланированной смерти Спока, тем больше чувство зловещего предзнаменования вселялось в меня. Эффект поймал меня полностью врасплох; я полагаю, что могу утверждать, что я принимал каждый день работы по мере их наступления, но когда этот день в итоге пришёл, он потряс меня.
Когда я зашёл на площадку в это роковое утро и увидел радиационную камеру, которая будет инструментом смерти Спока, я почувствовал себя как осуждённый человек, осматривающий газовую камеру в первый раз. Я был не единственным находящимся под влиянием осознания того, что собиралось случиться с этим любимым персонажем; настроение на площадке, бесспорно, было мрачным и приглушённым, как буд-то из-за страха [приближающийся] смерти.
Но я знал: лучший способ пройти через это – сконцентрироваться на работе. Она началась со спуска Спока вниз в главную рубку управления в инженерной секции Энтерпрайз. Беглый осмотр даёт вулканцу необходимую информацию: Скотти без сознания и только крайние меры спасут корабль. Недолго думая, Спок делает своё решение и направляется прямо к радиационной камере. Но на пути туда он остановлен доктором МакКоем, который настаивает на том, что вулканец не может зайти в камеру, потому что это означало бы верную смерть. Спокойно, логично, даже с очевидной любовью, Спок отвлекает доктора и отправляет его в бессознательное состояние с помощью вулканского зажима нерва.
В большей части это было в сценарии и Ди и я репетировали сцену, пока не были готовы к съёмке. Признаюсь, я не хотел завершать эту сцену – потому что я знал, которая последует далее.
Но прежде чем камеры заработали, Харв Беннет ступил на площадку. Ему было свойственно делать это, так как он обычно наблюдал за дневной работой, но сегодня у него была очень особенная миссия.
Он отозвал меня в сторонку и сказал «Леонард, мне интересно, могли бы мы добавить что-то этой сцене? Нить, за которую мы могли бы зацепиться, как за суть истории в другом фильме?..»
Теперь, я должен здесь прокомментировать, что Харв много работал с эпизодическими телевизионными шоу, и так работал его разум: он концентрировался не только на снимаемой истории, но и на том, какие драматические возможности могут быть созданы или разрушены этой историей. И в тот момент он был единственным, кто смотрел на будущее Звёздного пути – я боролся, чтобы пробиться через настоящее, а Ник смотрел на сегодняшнюю работу взглядом, вызывающим чувство завершённости.
На данный момент мой разум совсем онемел. Мой мозг отдалённо отмечал факт, что Харв возможно выкидывает спасательный трос для Спока, но я был не в состоянии понять все значения. Я был сосредоточен на предстоящей работе, и связанной с ней тревоге.
«Я не уверен,» Сказал я. «Что именно ты ищешь?»
Харв поразмыслил с секунду «Ну… ты можешь сделать единение разумов с МакКоем?»
«Да. Да, конечно.»
«И что бы ты мог ему сказать?» подсказал Харв.
Я шарил по своему ошеломлённому разуму в поисках чего-то достаточно расплывчатого, чтобы покрыло большое множество возможностей, однако достаточно специфичного, чтобы открыть драматическую дверь. «Как на счёт «Помни»?»
«Идеально! Давай сделаем это!»
И с молчаливого согласия Ника так и было сделано. (Мне следует тут также отметить, что согласие Ника была слегка неохотным, потому что он твёрдо считал, что смерть Спока будет его концом. Ранее, когда Парамаунт столкнулись с проблемой, что зрители, возможно, не примут смерть персонажа, Ник утверждал, что они могут её принять, если она будет сделана хорошо. Хорошее высоко-художественной основание, что бы держаться за него, но ранние зрительские тесты выступили против него.)
В любом случае Ди и я сняли «Помни»-сцену с новым дополнением: Спок отвлекает внимание МакКоя, потом мягко отправляет его в бессознательное состояние. После того, как Спок опускает доктора на пол, он снимает свою перчатку и прижимает свои пальцы к бессознательному лицу МакКоя, мягко говоря «Помни…»
Как я уже говорил, я не думал о последствиях этой сцены, я всего лишь делал лучшее, что от меня требовалось, и затем направлялся, с нарастающим чувством тревоги, к последним мгновениям Спока.
Вот как всё прошло: без Скотти и МакКоя на пути, Спок входит в камеру, снимает большую круглую головку с приспособления в виде пьедестала и, подвергая себя летальной дозе радиации, делает необходимый ремонт.
Для меня вход в камеру принёс новое угнетающее чувство, но это быстро прошло. На самом деле эти моменты высокого интенсивного действия прошли легко, потому что я мог сконцентрироваться на физических задачах своих рук: снять головку. Протянуть руку в блестящий свет и дым, созданные сухим льдом, сделать ремонт. Вернуть головку.
Это всё была физическая активность, и она была моей главной трудностью. Но сюрприз! После небольшого времени проведённого в камере, я обнаружил, что не могу сделать глубокий вдох; оказалось, что камера со стеклянными стенами и одной вращающейся дверью была фактически герметичной, и горячие осветители камер быстро разогрели тот немногий кислород, что там был.
Так что команда подсунула шланги под одну из стеклянных стен площадки, и накачала внутрь сжатого воздуха. Но помпа делала столько шума, что её приходилось отключать, когда бы мы с Биллом не произносили наши реплики.
И, я должен добавить, финальная сцена включала в себя очень хорошо написанный диалог, очень трогательный диалог. Говоря искренне, пробираться сквозь него было куда более сложно, чем пытаться играть без кислорода.
Репетиция последней встречи Спока со своим капитаном начиналась с появления Кирка: Энтерпрайз теперь в безопасности. Вызванный срочным звонком от МакКоя, Кирк срывается с мостика. Билл Шатнер отлично соскользнул с лестницы в инженерный отсек, но был остановлен МакКоем и Скотти, когда он пытался войти в радиационную камеру.
«Он умрёт!» протестует Кирк, и Скотти произносит свою хриплую, мучительную и отчаянную реплику:
«Он уже мёртв…»
Мы поставили остальную часть сцены. Осознав то, что любая попытка спасти своего друга тщетна, оглушённый горем Кирк движется к стеклянной стене и зовёт своего друга-вулканца, который колапсировал. Звук его голоса поднимает Спока, который с усилием встаёт на ноги и встречает своего друга у стекла. В пути он пошатывается и столкновение со стеклом заставляет нас понять, что радиация ослепила его. Во время их последнего диалога Спок слабо оседает на пол, в то время как его жизнь угасает. Кирк тоже приседает, чтобы оставаться рядом со своим другом вплоть до самого последнего момента.
И после этого съемка заканчивается.
«Отлично!» сказал Ник. «Так и сработаем. Давайте дадим команде установить свет, пока Леонард получает свой грим с радиационными ожогами»
В гримёрке была тишина, пока медленно, методично ожоговый грим накладывался на моё лицо или, точнее на лицо Спока. Что вулканец думал о том, что собиралось случиться? Я уверен, он чувствовал, что жертва была единственным логичным путём, открытым для него – Леонард Нимой считал совсем по-другому. Я наблюдал за трансформацией в зеркале с чувством нависшего рока. Даже сожалея о том, что собиралось случиться. Я провёл так много лет внутри шкуры этого персонажа, и испытывал к нему огромное чувство уважение, уважения и да, даже любви.
И сейчас я осуждал его на смерть.
Было ли здесь что-то действующее позитивно? Конечно. С одной стороны, сценарий и сцена были построены сильно. Была неизбежная правда по поводу истории; не было лёгкого пути выйти. Все персонажи были точно выстроены, чтобы сыграть свою роль в трагической конструкции. Попросту говоря, это была хорошая чёртова драма, и я знал это.
И всё же, к тому времени, когда я вернулся на площадку, я был эмоционально разрушен, чувствовал глубокую боль; и уважение, которое каждый оказывал мне, только добавляли мне внутреннего смятения. Затихшая съёмочная группа расходилась как волны, в то время как я проходил мимо, и Билл, Ди и Джимми были мрачными. Впервые Билл не был в шутливом настроении.
И затем Ник сделал своё грандиозный выход. Ник Мэйерс большой любитель Шерлока Холмса, а так же любитель оперы, сразу после съёмок, сворачиваемых сегодняшним вечером, он из студии непосредственно направлялся на представление « Кармен». Таким образом, он был одет в свой вечерний наряд – прямо как сам Холмс, полностью с его шляпой и плащом!
Он был весёлым, предвкушая свой вечерний выход, и был полностью отделён от важности момента, который собирался случиться. Если подчеркнуть этот момент, то Ник попросил себе 8-ми футовую стремянку и забрался на самый верх, откуда он намеревался режиссировать сцену – как судья на теннисном матче.
Чтобы быть честным, скажу, что отношение Ника смутило меня. Однако я провёл себя сквозь последнюю репетицию и принудил себя сконцентрироваться на моих репликах, на последнем поступке Спока, прощании со своим капитаном и другом. Вот о чём эта сцена была для меня – не о столкновении со смертью, или боли, или личной жертве – но о желании Спока не оставлять ничего недосказанного, пока ещё поддерживается его вулканское достоинство.
(Кстати, когда годам позже я увидел фильм «Танцы с волками» *13, я почувствовал такие же эмоции, когда рассмотрел финальную сцену, где молодой сильный индейский воитель прощается с персонажем Кевина Костнера. В то время как Костнер уезжает, индеец, балансируя на лошади, гарцующей на выдающейся скале, выкрикивает: «Танцы с Волками! Ты слышишь меня? Я Ветер в Волосах! Я твой друг! И я всегда буду твоим другом…»)
И вот пришло время снимать. Однако первоначально Ник решил, что на руке Спока должна быть зелёная вулканская кровь. (Мне стоит упомянуть, что Ник очень хорош в «крови» - его фильмы всегда характерны большим её количеством, и как свидетельство тому – фиолетовые лужи Клингонской крови в Звёздном Пути 6). Это имело медицинский смысл, так как высокая доза радиации разрушила клеточную структуру, что спровоцировало спонтанное кровотечение. И, несомненно, это было бы драматично, так как Спок собирался прижать руку к стеклу и оставить на ней кровавое пятно.
Так что как только последняя репетиция была завершена, я вышел из радиационной камеры, чтобы мне на руку наложили кровь. В процессе ко мне подошёл Билл поболтать, и я отвлёкся. К тому времени, как я в итоге посмотрел на свою руку, она полностью была покрыта зелёной «кровью». Это было простое недоразумение, которое легко исправить – но, признаюсь, драматизма было уже слишком много. Во мне что-то щёлкнуло и я вышел из себя.
Кровь казалась абсолютно ненужным разрушением – радиационных ожогов на лице Спока было достаточно, чтобы показать степень его физического страдания, а игра завершит дело.
«Ник!» крикнул [завопил] я, помахивая ему моей зелёной ладонью [пальмой]. «Этого ты хотел? Вся моя рука, кровоточащая зелёной кровью? Это уже слишком!!»
Ник слез со стремянки и проследил чтобы грим смягчили. В итоге мы подошли к тому моменту, которого я так страшился.
Я шагнул в камеру, занял свою позицию сидя в дальнем конце и… камеры начали снимать.
«Мотор!» выкрикнул Ник и Кирк медленно подошёл к стеклу и позвал «Спок!»
Медленно я подтянул себя и встал на ноги ровно; но перед тем, как я отправился к Биллу и стеклу, я слегка одёрнул мой жакет, который, как обычно пополз по мне. Я вполне осознавал, что делаю, и надеялся, что это скажется на персонаже, потому что, не смотря на физическую агонию, Спок хотел бы предстать в надлежащем и достойным виде перед своим капитаном в последний раз.
(Через много недель, когда я, наконец, увидел фильм в публичном кинотеатре, зрители отреагировали на этот жест нервным смешком, буд-то говоря «Смотрите – видите? В конце концов, он в порядке! Он справится с этим…» Не в этот раз)
Несмотря на все мои предшествующие эмоциональные муки, сцена шла легко и хорошо – и Билл Шатнер дал по-настоящему чудесный перфоманс. Моей единственной проблемой стала нехватка кислорода в камере. Самые тяжёлые моменты наступили после того как последние реплики были произнесены и Спок очевидно сделал свой последний вздох. Камера медленно потянулась от изображения вулканца – правда медленно – пока я сдерживал дыхание. Казалось вечность прошла до того момента, как Ник выкрикнул «Выключай!» и я с трудом вдохнул воздух. На самом деле мы должны были отыграть сцену несколько раз, для разных ракурсов и с каждым разом становилось всё сложнее и сложнее сдерживать дыхание необходимое количество времени.
Потом – раньше, чем я это осознал – всё закончилось. Я снял уши, грим, униформу, пока Спок постепенно не исчез, оставив позади только Леонарда Нимоя.
В каком-то смысле это была очередная ежедневная работа на голливудской студии звукозаписи, всего лишь ещё одна из тысяч сцен смерти, записанных на фильм. В конце концов, я был опытным актёром, я «умирал» в кино раньше, обычно как «плохой парень», получающий свой десерт.
Но никогда раньше, ни один персонаж не имел такого глубокого влияния на мою душу, мою карьеру, мою жизнь… и я только что участвовал в заговоре, чтобы принести конец нашим долгим, странным и очаровательным отношениям. Больше никогда вздёрнутой брови; больше никогда никаких восхитительных дразнилок вспыльчивого доктора, или предлагать логику моим порывистым друзьям и капитану; больше никогда единения разумов или защемления шейного нерва, или вулканского салюта и благословления «Живи долго и процветай». Груз этого, наконец, поразил меня в полной мере, когда я ехал домой. Я спросил себя «Что я наделал?»
НИМОЙ: Спок…?
(молчание)
НИМОЙ: Spock… I’m sorry…
(молчание)
______________________________
*1 "But that dread of something after death, the undiscovered country from whose bourn no traveler returns, puzzles the will, and makes us rather bear those ills we have than fly to others that we know not of..." – перевод lib.ru/SHAKESPEARE/tobeornottobe.txt . лично я предпочитаю перевод «Неоткрытая страна», вместо «Неведомая страна»
*2 The Vengeance of Khan, Revenge of the Jedi
*3 услышал название, или услышал мудрые слова? Не понятно, но я склоняюсь к названию.
*4 Enterprise crew warped out of spacedock – команда Энтерпрайза свыворпилась из космических доков?
*5 larger-than-life
*6 to his final demented Captain Ahab ramblings
*7 "fresh off the turnip truck"
*8 There we were, two old Starfleet buddies chewing the fat
*9 I might have had fade
*10 "Quiet Great Ones"
*11 to finish the deed – deed можно перевести как дело, поступок, подвиг.
*12 “poignant” google переводит как острый, горький, мучительный, живой, пикантный, проницательный
*13 Dances with Wolves
______________________________
Кристи по вулканской доброй традиции задремала в гримёрном кресле

Ник и Лен


У Ника очаровательная привычка усаживаться на всё подряд и сидеть вот так.
вот Шатнер и возмущается

но не долго, и скоро он пытается вновь Ника развеселить

Уолтер в его руках такой крошка)

сам Ник и его сигара во всей их красе

а вот Ник празднует свой День рождение в компании Монталбана

ну и сам Рикардо со своей роковой причёской

Хан с женщинами

И снова.

демонстрация своих "enviable pecs"

И снова Мейер


а пока все работают - наши развлекаются на диско бале в честь дня рождения Келли. именнинику разрешается всё.

вообще, не только Ди склонен к убиению Билла

Ну и милая кучковая фотография. Леонард присутствует в виде фото. забавно, вулканский треккерский салют уже распространен.

ну и куча капсов(я не удержалась, простите)):




















@темы: книги, переводы, Leonard Nimoy, ST
Отнесите это пожалуйста в сообщество ТОС (можно без ссылок)))! Пусть это прочитают побольше людей!
(А можно перепостить? Это же целое событие!)
фотки чудесные, многие никогда раньше не видела.
и капсы отличные!
и перевод я немножко почитала. Вот то, что сразу бросилось в глаза
И вот они мы, два приятеля по Звёздному флоту, жующие жир. *8
chewing the fat - имеется в виду "трепаться", "болтать ни о чем", "сплетничать", ну и всякие там "точить лясы", "переливать из пустого в порожнее" и т.п.
«Ник!» крикнул [завопил] я, помахивая ему моей зелёной пальмой.
здесь ты точно писала на автомате, потому что не пальма, а ладонь)))
Enterprise crew warped out of spacedock – команда Энтерпрайза свыворпилась из космических доков?
может имеется в виду покидать на варп-скорости?
исправлю ошибки и попробую выложить
конечно, я не против, но тогда лучше с сообщества, когда ошибки будут точно исправлены.
Barbuzuka
фото - я искала информацию по Мейеру и Монталбану, ну и по ходу находила фотографии о прочих.
а по книге фотографий у меня как раз нет. а фотографии да, забавные) нои явно получали удовольствие от работы)
вообще, очень много информации беру с www.trekcore.com/ . я тут сценарии читала)
тут movies.trekcore.com/gallery/thumbnails.php?albu... ещё много фото со съёмок.
господи, спасибо за исправления
над "жующие жир" мы долго ржали)
здесь ты точно писала на автомате, потому что не пальма, а ладонь
мне очень понравился вариант с пальмой) я это себе так живо представила) спасибо)
может имеется в виду покидать на варп-скорости?
спасибо, так и исправлю.
а, да, я знаю этот сайт, но там столько всего! там еще рыться и рыться))
да! это просто сокровищница) информации невероятно много.
но я тормоз, и уже совершенно запуталась в главах... 8-й главы нет? не могу найти(( И десятую тоже нигде не вижу
у меня есть 8 глава, чья и откуда - уже не знаю, у меня только пометка, что не с дайри. если ни у кого нет на нее ссылок, я тебе в умылку кину.
Puding
я видела до 8-ой перевод тут startrek.spb.ru/index.php?option=com_content&ta...
orifo
19? не 18? у меня 18 и заканчивается на чудесных строках читать дальше
блиииин, а я струхнула
Puding pay.diary.ru/~gloomhall/p69307747.htm#more1 10 у Габриэль здесь